День Рождения в чуме
°ямал '08.2023
Написано 18 сентября 2023 г.
В путешествии на Ямал передо мной стоял выбор: либо экскурсия на Полярный Урал, либо поездка в стойбище к оленеводам. Большие выезды выпадают на выходные, а у меня в распоряжении были только одни. Несмотря на всю мою любовь к оленям, я решила, что к ним нужно ехать все-таки зимой. Но было совсем глупо будучи на Ямале не попасть в чум.
Новостная лента сама подкинула идею-ссылку на группу Мув Тай. «Это может быть вам интересно» - пообещала соц.сеть.
- Вы недалеко от Салехарда? Как к вам попасть?
- Очень просто: или на такси до Камня и затем пешком, или на маршрутке до Мамонта и затем пешком.
Камень, Мамонт – в принципе, всё понятно, прям как я люблю, надо ехать!
Итак, в день своего рождения, 18 августа, я стартовала из Пулково самолетом с нарисованным белым мишкой на киле в сторону Полярного Круга. А прилетев в Салехард, поехала не в город, а к переправе, к тому самому Мамонту. И вот к семи вечера бодрая тропинка с бревнами через ручей привела меня на холм к чумам хантов Этностойбища "МУВ ТАЙ" (что значит «Край земли»).
Сняла первый рюкзак, потом второй, потом сумку - да, план уместить все в одно место багажа был мной полностью провален (и это я даже спальник не взяла). Стою. Тут как-то даже и в дверь ведь не постучишь.
Но почти сразу ко мне вышли дети. Они не долго приглядывались и бодро поспешили ко мне. Маленький Адриан сразу сел мне на коленку, а старший Артем начал что-то рассказывать и отвечать на мои вопросы. После того как я подарила магнитики с питерским котом и корюшкой, мы и вовсе стали практически друзьями. Марципановые сердечки были съедены тут же, незаметно исчезла шоколадки фабрики им. Крупской - пакет с конфетами, на всякий случай, я все-таки отдала взрослым)))
*везите детям подарки, не потому что у них ничего нет (игрушки у них есть), а потому что они такие же дети, любопытные сладкоежки и радостные всему новому*
Артем ходит во 2ой класс интерната и поэтому прекрасно знает русский, он максимально коммуникабелен и очарователен. Адриану всего два года, поэтому он больше молчит и смотрит на мир любопытным взглядом, периодически указывая на ту самую спускающуюся к Оби тропинку, спрашивая: «Кто? Кто? Папа? Там папа?».
В самом деле, в стойбище сейчас только женщины и дети, а вот мужья на другом важном, наряду с оленеводством, ямальском промысле – рыболовстве.
Пока я общалась с чудесными мальчиками, к чумам поднялась семейная пара из Екатеринбурга на экскурсию, как и я. Нам провели обряд очищения и пригласили в чум «на чай» (т.е. пообедать).
Хозяйка этностойбища – старшая Тамара Семеновна. Её предприимчивая дочь Валентина выиграла несколько грантов и реализовала идею этностойбища недалеко от города, чтобы каждый желающий (вроде меня) мог прийти в гости и даже остаться на ночлег. Несмотря на то, что у них есть квартиры в поселке Аксарка, теперь семья живет так, как должны жить настоящие тундровики.
Здесь, на берегу Оби ханты первый год, но уже провели первый зимний сезон и заканчивают летний. Я же могу сказать, что быт в стойбище настоящий традиционный, все взаправду, только с той разницей, что попасть в гости в чум сильно проще, чем ехать далеко в тундру к кочевникам. Поэтому, спасибо Валентине, идея превосходная.
Угощали нас вкусно и сытно:
- ухой (как же без нее). Но бульон подаётся в стакане, а вареную рыбу нужно есть отдельно и желательно руками. Такую вкусную уху я ела впервые – бульон на вкус будто и не из рыбы вовсе. «Уху надо обязательно варить с головой, хорошо промыв жабры. Так появляется насыщенный вкус».
- бульоном из вареной оленины. Подается раздельно с мясом как и уха.
- слабосоленым щёкуром (он же чир). Вообще вопрос «рыбу будите?» на Ямале мне поступал часто))
- разумеется, ягодами: брусникой, морошкой, голубикой. Из необычного было варенье ассорти с добавлением шикши. Эту ягоду я изрядно пощипала в поездках на Кольский, но вот варенье еще не ела.
За угощениями и расспросами время пролетело быстро. Супруги из Екатеринбурга примерили национальные костюмы, сходили к оленятам (здесь живут два молодых оленя-авки: Яходейка «девочка» и Хатр «серенький») и поехали в город.
Я же осталась на ночлег. И дальше началось все самое интересное.
Семья собралась за ужин уже сама. Меня снова позвали к столу. К этому времени мы немного привыкли друг к другу. И тогда потихоньку началась душевная открытая беседа.
- Римма Алексеевна, а вы летали на вертолете? – спросила я.
- Пфф! – засмеялась Римма Алексеевна. Для Ямала, где дорог очень мало, и уж тем более тундровиков, вертолет почти как маршрутка.
- А я никогда…
- Я вот не летала на большом самолете, на боинге каком-нибудь, очень хочется. – мечтала Римма Алексеевна.
- А вы все время ходите в национальной одежде?
- Как правило да, но если хочется выпендриться, то в город надеваем обычную одежду - на такой ответ улыбнулась уже я.
Одежду, покрышки для чума, полог и весь бытовой текстиль женщины шьют сами. От изумрудного платья Тамары Семеновны я не могла отвести глаз.
- У нас и машинка швейная есть.
- Здорово. У меня мама тоже шьет.
- Вот бы к нам твою маму, мы бы быстро все сделали!
Так мы и разговаривали до самой ночи пока не легли спать.
И темы это были для нашей городской избыточной вальяжной жизни фантастичные, но при том какие-то очень настоящие, живые: сколько стоит олень; какой чум считается просторным; от какого числа начинается оленье стадо и что его поголовье имеет границы; что не нужно брать у природы ничего лишнего, и, если пришел в лес или к реке – сделай подношение (сама Обь для хантов считается священной рекой); о культуре ношения платков и что, например, в Шурышкарском районе женщины их носят уже иначе.
Тамара Семеновна делилась и личным: про отца-шамана; про работу воспитательницей и в совхозе «Байдарацкий»; про любовь к пению; про предков, которые работали у тобольского купца и так получили фамилию «Тоболка»; про детей и их роли в семье хантов; про советское время, которое запустило процесс отмены национальных языков (к счастью, малые народы, и ханты и ненцы, свой язык знают, сохраняют и учат в первую очередь в семье, а только затем русский - в школе).
Ночь все-таки пришла, а за ней и сон. Я ночевала в чуме у Тамары Семеновны. Спать в пологе (это что-то вроде занавески, которая днем завязана, а к ночи опускается, и образуется отдельное пространство спальни) уютно, комфортно и тепло, особенно под звуки дождя, стучащего по наружному брезенту чума.
Проснулась в 6 утра. На улице уже было светло, гулкие порывы ветра безуспешно трепали устойчивый чум, и лишь немного покачивался полог, хотя было все также надежно и тепло. Я лежала и слушала ветер – он так близко, но до меня не достает. Тут же думала о предстоящей слегка пугающей ночи в палатке на Полярном Урале. Какая удивительная здесь жизнь. Как удивительно начинается мой новый год – в большом чуме добрых хантов у священной широкой Оби.
Сейчас встанет Тамара Семеновна, быстро затопит печку, немного поворчит, что снова пошел дождь и его капли стекают по нюкам, накроет стол красивым ярким фарфоровым сервизом и накормит завтраком, поджарив хлеб прямо на печке. И на прощанье споет мне песню про женщину-страдалицу на хантыйском, побрякивая своими кольцами. На другом берегу Оби появится радуга – первая в моем путешествии. Незабываемое утро.
- Так бывает?
К 8ми утра Тамара Семеновна проводила меня до Мамонта. Оттуда начиналось мое следующее знакомство с Ямалом. Мы обнялись и попрощались. Но как оказалась, эта история еще не закончилась…
Тамара Семеновна, Римма Алексеевна, Валентина, спасибо вам за праздничный вечер, за подарок, за беседы и вашу открытость к людям. Тамара Семеновна, может я еще услышу как вы красиво поете? Артем и Адриан просто чудо.
Читателям и желающим посетить Мув Тай пожелаю побывать не только на экскурсии, но и остаться хотя бы на одну ночь, чтобы чуть-чуть приоткрыть для себя эту душу тундры.
Обнимаю вас. Женя из Петербурга.